judgesuhov (judgesuhov) wrote,
judgesuhov
judgesuhov

Гвозди в Ми-28Н



Ремарка для начала.
judgesuhov, как советский человек периодически режет правду-матку выступает за справедливость в оценке и вооружения и исторических фактов.
Поэтому если кто-то решил, что рабочее место товарища Сухова - это непыльный кабинет в МО РФ Виктор Сухов может чмырить в блоге лишь американскую военную технику и оружие, и восхвалять отечественный ВПК... то, поспешу вас разочаровать.
За дело достанется всем (это я еще до расхваленного всеми УТС-а СР-10 не добрался).  Нашим тоже.
Ура-патриотам, которые могут читать про наших только хвалебные отзывы и победные реляции (и, в особенности, тем, кто до сих пор верует в байку про Хибины и Кука в Черном море) - сразу говорю: не рекомендую.
Я предупредил.

Так вот.
Рекомендую "гневные и эмоциональные рассуждения" ( а точнее - крик души) бывшего работника ААК "Прогресс" Алексея Суконина по поводу упавшего в Сирии (по техническим причинам) боевого вертолета Ми-28Н "Ночной охотник".
Текст нашел во "вражеской соцсети" Фейсбук.
Аккаунт в оной есть далеко не у всех - целиком перетащу его сюда, сдобрив попутно картинками.

Причиной закономерной (не побоюсь этого слова) катастрофы вертолета Ми-28Н стала вполне обоснованная победная эйфория, охватившая ОКБ (опытное конструкторское бюро) имени Миля по поводу создания в середине 1970-х годов уникального главного редуктора ВР-26, который был установлен на самом тяжелом в мире серийном вертолете Ми-26. Новый редуктор был реально инновационным продуктом и по всем показателям превосходил ранее имевшиеся аналоги (в сравнении с редуктором, установленным на предыдущем «тяжеловесе» Ми-6).


Ми-26. Самый грузоподъемный вертолет в мире из серийно выпускающихся

Главной его особенностью можно назвать высокую пропускную мощность при относительно малом собственном весе. Такое безусловно уникальное сочетание свойств было действительно грандиозным достижением Милевской фирмы.Зараженные безусловным успехом конструкторы ОКБ Миля по такой же, «многопоточной» (а не традиционной «планетарной») схеме решили создать и редуктор для нового боевого вертолета Ми-28, который уже начал зарождаться в тишине конструкторских кабинетов. Но в тот момент удача отвернулась от создателей главного элемента в силовых механизмах вертолета, и новый многопоточный главный редуктор ВР-28 вышел с целым рядом проблем, которые предполагалось позже решить в процессе плановых доработок.


Редуктор вертолета Ми-26 - ВР-26

Если утрировать всё, что происходило вокруг редуктора, можно лишь сказать, что уж слишком его облегчили, надеясь, что это будет оправданно. Но любой механизм имеет такое понятие, как прочность и ресурс - это как раз то, чего не хватало новому редуктору ВР-28. Короче, когда в 1982 году первый Ми-28 поднялся в воздух, на нем стояли два двигателя ТВ3-117 суммарной мощностью 4400 л.с. и главный редуктор, который пропускал (вдумайтесь!) только лишь 3300 л.с. Отнимите отсюда 12-15 процентов мощности, которые уходят на хвостовой винт, и получается, что для создания подъемной силы на новейшем Ми-28 уходило всего-то 2800 л.с., тогда как великолепный по всем показателям вертолет Ми-24 (созданный в этом же конструкторском бюро 13 годами ранее) для создания подъемной силы располагал куда более серьёзной мощностью в 3700 л.с.




Да, глубоко уважаемый мною лётчик испытатель Герой Советского Союза Гурген Рубенович Карапетян на новом Ми-28 даже выполнял «бочки» и «петли Нестерова», но существо вопроса от этого решено не было.

В итоге, после скандальных интриг и клятвенных заверений в неизбежности «вылечивания» капризного редуктора, Ми-28 был допущен на Государственные испытания, которые он, как и ожидалось, не прошел. Тогда лоббисты Ростовского вертолетного завода организовали сравнительные испытания с появившимся в то же время одноместным боевым вертолетом Ка-50. Результат этих испытаний известен: в 1995 году Ка-50 был официально принят на вооружение ВВС (для сравнения – Ми-28Н был принят на вооружение только в 2009 году). А Ми-28 вернули на доработку.Но возвращать его нужно было в утиль, и создавать новую машину.



Ка-50 "Черная акула"

Ведь подобный случай в истории авиации известен - конструкторы ОКБ Сухого при создании ныне всем известного истребителя Су-27 вовремя осознали, что опытная машина под индексом Т-10 заведомо проигрывает американскому истребителю F-15A, и решились на полную реконструкцию прототипа - в результате чего, хоть и на пару лет позже, но наши ВВС получили непревзойденную машину!


Прототип Т-10 (кликабельно)          И наложение контуров Т-10 (синий) и Су-27 (красный)

Вернёмся к вертолетам. И вот, «доработанный» редуктор получает название ВР-29 и идёт на «глубоко модернизированную» версию вертолета, который теперь стал называться Ми-28Н, что означает «ночной».

Глумления ради, хочется отметить сей факт – Ми-28 стал способен выполнять боевые задачи ночью только в 2005 году, тогда как одноместный Ка-50 умел это делать еще в далеком 1982 году.




Я не могу знать, чем руководствуются конструкторы ОКБ Миля, но результат их работы виден невооруженным глазом – Ми-28 только в 2005 году обрёл боевые способности вертолета Ка-50 – спустя 23 года! И этот вертолет, отдельные высокопоставленные лица, еще умудрялись прочить на роль «основного боевого вертолета», оставляя Ка-50 и куда как более современный и более чем боеспособный Ка-52 роль машин второстепенных, хотя и обладающих несоразмерно более высокими боевыми и лётно-техническими характеристиками.

Это можно объяснить только лоббированием интересов Ростовского вертолетного завода – в ущерб надежности машин и безопасности полётов. Да и в ущерб обороноспособности всего государства в целом…

Так о чем я? О новом редукторе ВР-29. Милевские конструкторы знатно над ним поработали, и редуктор стал выдавать «на гора» значительно больше мощности, чем было прежде. Но какой ценой? Фактически сегодня ВР-29 это агрегат, работающий заведомо на запредельных для себя режимах, в результате он имеет исключительно малый ресурс и абсолютную непредсказуемость в полёте… что и подтвердила целая череда аварий и катастроф.



Ми-28Н "Ночной охотник"

Все, подчеркиваю, все боевые вертолеты Ми-28Н, имеющиеся на вооружении Красной Армии, летают с отключенными датчиками контроля главного редуктора. Ибо, практически сразу, при начале эксплуатации, умные приборы начинают выдавать сигнал «стружка в масле», что означает только одно – в сложном устройстве главного редуктора боевого вертолета постоянно идут нерасчётные нагрузки на различные элементы агрегата, в результате чего в зубчатых передачах постоянно срезается металл, и мелкая металлическая стружка попадает на сеточки масляных фильтров. Срезание металла – это смерть для редуктора, и как следствие – смерть для вертолета и его экипажа.В РЛЭ любого вертолета загорание табло «Стружка в масле главного редуктора» является сигналом к немедленному возвращению на аэродром. Но в реальности всё происходит совсем иначе…

Именно только по одной этой причине произошли аварии и катастрофы вертолетов Ми-28Н:

- 15 февраля 2011 года в районе Будённовска, командир экипажа погиб;

- 16 августа 2012 года на аэродроме Моздок, экипаж выжил, но получил тяжелые травмы;

- 2 августа 2015 года разбился вертолет из пилотажной группы «Беркуты», погиб командир экипажа полковник Бутенко;

- 12 апреля 2016 года, в районе Хомса, экипаж погиб – нет сомнений в причинах происшедшего.

Причем, в случае развития в воздухе аварийной ситуации, лётчики «основного боевого вертолета» Ми-28Н практически не имеют шансов на спасение. Представьте себе ситуацию: на высоте 1500 метров у вас возникают сбои в работе главного редуктора, и вы начинаете валиться вниз. До высоты 400 метров снижение вертолета еще остается контролируемым, и вам кажется, что посадку можно провести в режиме авторотации (самовращения несущего винта), но тут вдруг всего в четырех сотнях метрах от земли следует полный отказ редуктора, после чего вертолет продолжает полет к земле, выписывая в воздухе кувырки и спирали. Попробуйте его покинуть с парашютом! Ни за что не получится. Вы или не сможете из-за центробежных сил выбраться из кабины, либо вас просто разрубит вращающимся несущим винтом. Думаете, это я тут придумал? Нет. Именно так развивались события с вертолетом Ми-28Н 15 февраля 2011 года…

Теперь про сопутствующие причины, почему я считаю Ми-28Н недостойным занимать место в строю боевых машин.

Спросите, есть ли на Ми-28Н
комплекс оптико-электронного подавления зенитных ракет, без чего сегодня летать над полем боя смертельно опасно?

Спросите, есть ли на борту Ми-28Н радиолокационная станция, способная освещать обстановку на поле боя, и указывать экипажу местонахождение противника?

Спросите, есть ли на борту Ми-28Н элементы сетецентрического управления боем, без чего в современном бою не может согласованно взаимодействовать ни одно боевое подразделение?

Спросите, есть ли на борту Ми-28Н ракетный комплекс самообороны от авиации противника, без чего в современном бою армейскому вертолету просто не жить?

Ну, и напоследок, спросите, есть ли на борту Ми-28Н система реактивного катапультирования лётчиков, которая позволяет экипажу выжить в самых сложных условиях?

Отвечаю: ничего этого на Ми-28Н нет.



Один из ранних варинатов Ми-28Н с надвтулочной РЛС (которую он так и не получил)

Дополняю: всё вышеперечисленное есть на вертолетах Ка-52, которые сегодня некоторыми высокопоставленными чинами до сих пор причисляются ко «второстепенным машинам», не способным заменить в войсках «основной боевой вертолет».

Да, Ка-52 дороже, чем Ми-28Н. Но Ка-52 это современная боевая машина, а Ми-28Н – пустой отголосок конца семидесятых, в котором ОКБ Миля не смогло (не захотело) внедрить инновационные технологии, добившись небывалого в авиации результата – новый Ми-28 стал катастрофически хуже старого Ми-24.

Выпускать откровенные гробы, и гробить в них жизни наших лётчиков – это ли не диверсия против своей же армии, своего же народа?



Ка-52 "Аллигатор"

Забью еще один гвоздь в летающий гроб: на всех боевых вертолетах мира стоит дублированная система управления. Это означает, что управлять вертолетом может любой из двух членов экипажа. Это такой же залог выживаемости боевой машины, как, например, броня. Так вот представьте себе – на Ми-28Н нет второй ручки управления. В случае ранения или гибели пилота, штурман-оператор (как на Ми-24, Ка-52, Ми-8АМТШ, Ка-29ТБ, Апач, Кобра, Тигр, Агуста и других боевых машинах) не сможет довести машину до базы – ибо нечем. Нет никакого объяснения сему.

Разве, что Милевцы недавно заявили, что начали выпуск учебно-боевой модификации Ми-28УБ, на котором таки будет стоять вторая ручка управления. Но это – на учебно-боевой машине! И это – в предстоящем будущем.Всё, я высказался. Вроде добавить нечего.Ми-28Н – это чудовище, предназначенное для уничтожения собственных пилотов.

Сколько средств ОКБ Миля выбросило в трубу, бесконечно пытаясь придать румяности серому лицу мертворожденного ребенка!

За эти прошедшие годы уже бы принципиально новую машину могли бы построить. С новой концепцией боевого применения, основанной на «принципах информационного поля боя» - которую так удачно воплотил в жизнь Герой России Сергей Викторович Михеев в образе действительно прорывной машины Ка-52, в которой, кстати, заложен огромный модернизационный ресурс.

Не хочется кидать тень на ОКБ Миля, ведь их вертолеты Ми-26, Ми-24, Ми-14 и конечно же, Ми-8 – действительно потрясающие машины, превзойти которые вряд ли кому удастся.



Ми-26 тащит Ту-134 и СН-47 "Чинук" (кликабельно)

И поэтому вызывает глубокое недоумение продолжающееся стремление милевцев оживить нежизнеспособного монстра под именем Ми-28...

Всё, я молчу. Больше слов нет.

Пилотов только жалко.

В основном согласен, но не со всем.
Мои соображения и комментарии по тексту - чуть позже отдельным постом в СВБР.

А в моменте про "пилотов"... - летчикам обидно было.

Tags: made in russia, Авиация, Безопасность, Ми, Оружие, Рекомендую, регресс
Subscribe

Posts from This Journal “Авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestgrizli_999

April 20 2016, 20:26:32 UTC 2 years ago

  • New comment
Я не настолько сильно владею инсайдерской информацией (хотя послушав различных комментаторов они все в сейфе главного разработчика копаются) так что постараюсь оценить текст с точки зрения логики.

1. По поводу главной претензии, редуктора. А почему автор считает считает что в нём все проблемы? Даже если он болел детскими болезнями то за 30 с хвостиком лет уже сто раз их решили. Ведь не одна из пяти аварий (кстати потеряли только 3 вертолёта, два восстановили) не произошла из-за поломки редуктора.
1 Произвёл выстрел НАР в режиме зависания, что спровоцировало помпаж двигателей." Отдельный косяк нашей авиации, но это вопрос в неэкономичности замены НУРСов (тот же вопрос и в винтовочной пуле с закраиной) Вертолёт восстановили
2 Неполадки в двигателе" В двигателе Карл, редуктор это немного другое. Вертолёт восстановлению не подлежит (неудачно упал)
3 Совершил жёсткую посадку. Вертолёт получил незначительные повреждения.
4 Неисправность в гидросистеме. Бывает. Вертолёт восстановлению не подлежит.
5 Во время выполнения боевой задачи по предварительным данным вертолет разбился в результате ошибки пилотирования. Если по русски, то просто скрёб землю и случайно наткнулся на что то, опять же, бывает.
И где тут адские проблемы редуктора, делающие вертолёт "гробом"?

2. По поводу победы Ка-50. Может у первых Ми-28 и правда были проблемы из-за этого и не приняли на вооружение, плюс и Ка-50 имеет немалый виде одноместности. Так что победа в конкурсе не показатель, результат слишком спорный. Так же непонятно ёрничество по поводу года принятия на вооружения (1995-2009). Я думаю не стоит объяснять что из-за развала союза работы по доработке сырой машины (да ещё и проигравшей конкурс) шли с черепашьей скоростью. Да и толку от принятия Ка-50, его так и не начали производить приемлемой серией. Так что тут уместнее сравнение с Ка-52, а он принят в 2011 (по сути нос к носу). И кстати, какие нахрен боевые задачи Ка-50 в 1982 году!? По-чему же тогда у Ми-28 не считается срок появления? Проигранный конкурс всего лишь значит ТО что предпочли другую машину, а не то что Ми-28 не мог выполнять поставленные перед ним задачи.

3. "летают с отключенными датчиками контроля главного редуктора" Опять Штирлиц копался в сейфе Фюрера? Откуда инфа Карл? Было написано что проблемы с редуктором были ДО модернизации в 2011 (а до этого просто долгое время средств не выделяли на разработку) и по словам индусов надежность их вполне удовлетворила.

4. Частично соглашусь по системе спасения. Желательно конечно катапульта как на Камовских машинах, но это явно потребует серьёзной переработки конструкции (легче новый вертолёт сделать) Но как то все в мире летают и без этого (что Апач, что наш же Ми-24).

5. комплекс оптико-электронного подавления, радиолокационная станция. Всё это явно будут устанавливать (СОЭП вообще можно на что угодно впихнуть) тут всё зависит от желания заказчика, хотели машину подешевле такой и был набор. Захотели подороже (а так скорее всего и будет) навесят всё что душе угодно.

6. Элементы сетецентрического управления боем. А кто сказал что на крайней модернизации нет? А если и нет то опять же вопрос желания заказчика.

7. ракетный комплекс самообороны. Это ещё что за зверь? Авиационный КАЗ что ли?

8. "Но Ка-52 это современная боевая машина, а Ми-28Н – пустой отголосок конца семидесятых". Окромя катапультирования всю электронику можно установить и на Ми-28, было бы желание и заказ (а так скорее всего и будет). Просто Ка-52 изначально делался как вертолетный "спецназ". Это сейчас все те "прибамбасы" на Камовской машине стали считаться не супер-пупер обвесом а нормальной комплектацией для современной технике. Так что если чего и нет на летающем танке Ми-28, то всё на него навесят.

9. "на Ми-28Н нет второй ручки управления" Соглашусь, косяк. Понятно дело не от балды так получилось, а явно есть какие нибудь технические ограничения. "штурман-оператор не сможет довести машину до базы" Не всё так страшно, при необходимости он может просто включить автопилот и вертолёт спокойно вернётся на базу (не мои домыслы, читал интервью с пилотом)

Если суммировать то этот тест явно просто крик души. Личное, предвзятое мнение затмевает взор и не даёт услышать факты противоположной стороны.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →