judgesuhov (judgesuhov) wrote,
judgesuhov
judgesuhov

Categories:

Das ist Nesteroff!



Служил у нас во Владивостоке одно время, знаменитый впоследствии, неугомонный молодой человек.  Причем не просто служил, а в своей 9-ой Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригаде он даже успел... разработать правила корректирования стрельбы из аэростата.  Звали этого молодого человека Петр Николаевич Нестеров.


Петля
Сегодня исполняется 102 года, как он выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости, именуемую "Мертвой петлей" (или "Петлей Нестерова"), положив тем самым начало высшему пилотажу.

В народе существует мнение, что подтолкнула к этому свершению Нестерова некая русская удалая бесшабашность и авось...
На самом же деле - это не совсем так. Точнее - совсем не так :)

На заре развития авиации быть летчиком было весьма рискованно: о поведении самолета в воздухе тогда было известно очень мало, и это было основной причиной большого количества вроде бы необъяснимых катастроф и аварий. Кажется, самое логичное в борьбе за безопасность полета — сделать самолет как можно более устойчивым, уменьшив возможность возникновения значительных углов крена. Однако некоторые пилоты и авиаконструкторы справедливо полагали, что на самом-то деле аварий можно избежать только в том случае, если летчик умеет правильно управлять самолетом. Одним из таких прогрессивных пилотов был Петр Нестеров. Он сначала обосновал возможность выполнения глубоких виражей, а потом осуществил их на практике. Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолета всюду опора», 27 августа (9 сентября) 1913 года в небе над Киевом Нестеров впервые в мире выполнил на самолете «Ньюпор-4» замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим маневром он в очередной раз доказал, что самолет в любом положении покоряется летчику.

Кстати говоря - к этому эпохальному моменту еще даже не исполнился год (!) со дня первого полета Петра Николаевича!

Летная "карьера" его была, по нынешним меркам, стремительной:
В 1910 году увлекшись авиацией, лишь в 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика. В сентябре 1912 г. 25-летний поручик Пётр Нестеров совершил первый самостоятельный полёт.
В 1913 году — окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине. В мае 1913 года он был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, а в июне переведён в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Вскоре Пётр Николаевич стал командиром отряда. Перед отправкой на новое место службы его направили в Варшаву для обучения на самолёте «Ньюпор», который тогда приняли на вооружение армии.

Но мы не об этом.
Идея «мёртвой петли» зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в 1912-м, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность её выполнения.
«Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях.
Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им,»
— писал он.

qntin3fPxr4.jpg

В выходившем при школе «Альманахе», выпускаемом учениками, в том же 1912 году была напечатана следующая шарада «Кто он?»:
«Ненавидящий банальность,
Полупризнанный герой,
Бьёт он на оригинальность,
Своею мёртвою петлёй»


На эту шараду Нестеров, угадавший себя в этом четверостишии, ответил так:
«Коль написано: петля,
То, конечно, это я.
Но ручаюсь вам, друзья,
На петлю осмелюсь я.

Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтобы эта «мертвая петля»
Была бы в воздухе живая.

Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора…»





Мечтатель и ученый
Нестеров, обладая глубокими знаниями в области математики и механики, не только летал, но занимался и конструкторской деятельностью.
Так, например, еще в 1910 году, ещё будучи артиллеристом, Пётр Николаевич построил планёр и летал на нём. Позже, на основе изучения полёта птиц, он разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения.
В 1913 году Пётр Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением. Позже авиатор занимался строительством одноместного скоростного самолёта, закончить который помешала война.

Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. В своей работе о «взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена» он впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном больше 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления — руля высоты. После назначения командиром отряда Нестеров ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку.

Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты. В августе 1913 года возглавил групповой перелёт (в составе трёх машин) по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелёта впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелёта: Киев — Одесса за 3 часа 10 минут и Киев — Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.

Т.е. это был совсем не воздушный хулиган-забияка, а пытливый и неугомонный ум! Можно сказать ученый-практик.
Не зря Международная авиационная федерация с 1962 года присвоила переходящему призу лучшей команде Первенства мира по высшему пилотажу имя "Кубок имени П. Н. Нестерова".




Война

На войне Петр Николаевич показал себя отличным бойцом. В 1914 году его 11 авиаотряд принимал участие в боях за Львов. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова и задержит летчика.

По словам доставленных в Киев пленных австрийских офицеров, имя Нестерова было хорошо известно всей неприятельской армии. Во время воздушных разведок русских авиаторов австрийцы всегда безошибочно определяли, каким аппаратом управлял Нестеров. Когда показывался аэроплан, красиво и вольно паривший в воздухе, австрийцы указывали: — Das ist Nesteroff!


P.S.
Куда же еще ехать за "высшим пилотажем", как не в Россию?


Tags: made in russia, Авиация, Герои, История
Subscribe

Posts from This Journal “Авиация” Tag

  • ОКБ имени Камова. Тихо и незаметно

    1-го апреля 2020 года прекратило своё существование одно из самых интересных ОКБ, существовавших в нашей стране. ОКБ, которое в 60-х годах в…

  • Столетие 22 гиап на Угловке

    В полете пилотажная группа "Соколы России" Многоцелевой истребитель Су-35С Двухместный многоцелевой истребитель…

  • Настоящая элита

    Ушел Георгий Мосолов. Легендарный советский летчик. И наш, российский. Сколько рекордов мировых он в небе установил... Неизвестное имя, правда?…

promo judgesuhov february 10, 2015 01:22 77
Buy for 50 tokens
Вы попали в блог судьи Сухова (идейного последователя Судьи Дредда). Я за всеобщую справедливость и против всей муйни чтобы "никто не ушел обиженным" (с). Посему не удивляйтесь подбору кандидатов на изокуб и прочие меры социальной защиты. В скором времени я может быть…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

Posts from This Journal “Авиация” Tag

  • ОКБ имени Камова. Тихо и незаметно

    1-го апреля 2020 года прекратило своё существование одно из самых интересных ОКБ, существовавших в нашей стране. ОКБ, которое в 60-х годах в…

  • Столетие 22 гиап на Угловке

    В полете пилотажная группа "Соколы России" Многоцелевой истребитель Су-35С Двухместный многоцелевой истребитель…

  • Настоящая элита

    Ушел Георгий Мосолов. Легендарный советский летчик. И наш, российский. Сколько рекордов мировых он в небе установил... Неизвестное имя, правда?…